Немного об Алтимате от Марии Семеновой

      Что это за игра? Самая распространенная из всех спортивных игр с летающим диском. Командный вид спорта, вмещающий лучшие традиции футбола, баскетбола и американского футбола. Недавно наш корреспондент брал интервью у игрока «НИУ #ВШЭ -1» Сергея Закладного. Давайте разберемся с правилами этой игры.

      Алтимат (англ. ultimate— «окончательный») — динамичный командный игровой неконтактный вид спорта с летающим диском («фрисби»). Часто игру называют «алтимат-фрисби». Отчасти, это неправильно, потому что слово «фрисби», формально, является не общим названием летающих дисков, а товарным знаком компании «Wham-O».

     Алтимат отличается от традиционных игровых видов спорта не только и не столько тем, что спортивным снарядом является летающий диск, сколько лежащими в основе игры принципами честности и взаимоуважения между игроками. Нарушения на игровой площадке объявляются самими игроками; более того, игрок может объявить нарушение самому себе, что происходит не так уж редко. В правилах игры не предусмотрено наказаний за нарушение, но есть рекомендации, каким образом продолжать игру, как если бы нарушения не было.

      История игры
     Первыми, кто начал играть в алтимат, были ученики школы Коламбия (Columbia High School). Изначально это был лишь способ приятного времяпрепровождения и только. Осенью 1967 года Джоэл Сильвер предложил сформировать команду фризбистов. Это предложение было одобрено, а затем отложено. Споры по поводу фризби продолжались долгое время, оставаясь при этом весьма несерьёзными. Однако, в 1968 году были организованы регулярные игры. Именно этот год и считается годом изобретения алтимата.

Первые правила позволяли бегать с диском и включали линии борьбы за диск и положения вне игры. Но со временем начали изменять правила. Постепенно исключился бег с диском и положения вне игры, были установлены правила для защиты. Будучи не в состоянии удачно определить понятие нарушения, они вспомнили фразу одного игрока, смысл которой теперь определяет фол: «Фол — любое действие, достаточное для того, чтобы вызвать гнев твоего оппонента». Что в конечном итоге и выразилось в том, что сейчас называется «дух игры».

    Дух игры (Spirit of the Game) является основным принципом алтимата. Коротко его можно обозначить, как «Уважение к сопернику — первостепенно». В отличие, например, от футбола моральные правила алтимата строго запрещают намеренные фолы и издёвки над противником. Подобное поведение может быть истолковано как отсутствие спортивного мастерства.
    Проникновение спорта в Россию началось с Санкт-Петербурга в 1989 году. Игру «завезли» канадские школьники, приехавшие по обмену. В Москве игра существует с 1996 года, в другие города попала позже. Последней она попала в Самару в 2012 году.

   Правила игры

     Цель игры — зарабатывать очки путём передачи диска с помощью паса игроку своей команды, находящемуся в зоне противника.

     В игре принимают участие две команды по 7 человек, если матч проходит на улице, по 5 в зале или на песке.

     Поле для игры имеет размер 100 на 37 метров. Голевые зоны имеют размер 18×37 м, а центральная 64×37 м. Диск для игры в алтимат используется диаметром 27,5 см и весом 175 грамм.

      Перед началом очередного розыгрыша команды выстраиваются по границе своей зоны. Диск находится у защищающейся команды. Когда обе команды готовы (сигналом является поднятая рука), диск вводится в игру игроком защищающейся команды. Нападающая команда должна либо перехватить диск в воздухе, либо дождаться того момента, когда диск коснётся земли. Если игрок атакующей команды коснётся диска в воздухе, но не поймает его, то диск переходит к защищающейся команде.

      Игрок, поймавший диск, должен установить опорную ногу. Игрок с диском не может отрывать от земли или перемещать опорную ногу. Если игрок с диском двигается в момент приёма паса, то он должен, не меняя направления движения, остановиться так быстро, насколько это возможно. При этом бросающий может совершить бросок пока сбрасывает скорость. Но в момент броска контакт опорной ноги с игровым полем должен сохраняться. После того, как игрок завладел диском, один игрок противоположной команды (защитник), находящийся на расстоянии не более трёх метров от владеющего диском, может начать счёт. После этого игрок с диском имеет 10 секунд на то, чтобы отдать пас. Игрок не может ловить свой же пас, если только диска в воздухе не коснётся другой игрок.

     Очко засчитывается, если игрок после фиксации диска первый касается голевой зоны соперника. При этом игрок должен осознавать, что он выиграл очко. Если он продолжает играть, то очко не засчитывается. Если игрок, поймавший диск в поле, вбежал в зону по инерции, то следующий бросок он осуществляет с линии зоны (с точки, ближайшей к месту получения диска). После засчитывания очка, команда, которая только что владела диском, становится защищающейся. При этом собственной зоной становится та, которая только что была зоной противника. Таким образом, команды меняются сторонами после каждого очка.

     Смена владения происходит при любом «неудачном» пасе. При этом защищающаяся команда немедленно становится атакующей. После смены владения атакующие должны вводить диск в игру с того места, где он впервые коснулся земли, или впервые покинул пределы поля. Потеря диска не приводит к остановке игры.

    Потеря диска происходит, когда:

  1. игрок с диском роняет его или даёт пас, который никто не ловит, и диск падает на землю;
  2. защитник сбивает диск в воздухе;
  3. защитник ловит диск;
  4. защитник досчитал до 10 (то есть прошло 10 секунд с начала владения диском);
  5. игрок своей команды ловит диск в ауте (То есть он ловит диск и при этом хотя бы одной ногой не находится в ауте. Если он ловит диск в прыжке и при этом успевает отдать пас до того как приземлится(так называемый «Greatest»), то потери не происходит).

 

Игра может быть остановлена по 2 причинам: фол и тайм-аут (количество у каждой команды оговаривается перед началом игры или определяется регламентом турнира).

   Кроме фолов существуют и другие нарушения, не связанные с физическим контактом, такие как пробежка (перемещения с диском), «double team» (более одного защитника закрывают игрока с диском), «pick» (препятствование движению игроков противоположной команды) и пр.

   Замены  производятся после засчитанного очка, либо во время тайм-аута из-за травмы. Если одна из команд меняет травмированного игрока, то другая может поменять одного из игроков своей команды.

    В данной игре нет судей как таковых. Игроки сами являются судьями. При этом они несут ответственность, когда объявляют фол или аут. Игроки сами решают все разногласия. Однако в игре могут также присутствовать наблюдатели, которые могут помогать игрокам решать вопросы судейства.

     На турнирах во время игры обычно присутствуют скоркипер (человек, который следит за счётом) и таймкиперы (соответственно, следит за временем). Плюс также существует главный судья, который помогает решать спорные вопросы, связанные с регламентом турнира.

    Алтимат - это игра, которая существует не так давно, но набирает обороты по популярности каждый год.

Корреспондент Студенческого Спорта - Мария Семенова

#МарияСеменова@studsport_russia #алтимат@studsport_russia 

#СтуденческийСпорт #яДелаюСтуденческийСпорт #ЯвСтуденческомСпорте

 

На матчах Чемпионата работают журналисты и фотографы "Российского Студенческого Спорта" - официально-зарегистрированного СМИ, одной из целей и задач которого является популяризация и качественное освещение всех соревнований, входящих в программу Московских Студенческих Спортивных Игр. МЫ делаем СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ!!

Подписывайтесь на СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ в Инстаграмм, Твиттере, группу СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ в Контакте и на страницу в Фэйсбуке, подписывайтесь на наш канал в YOUTUBE!!